Там где люди ювелирнее машин: по следам экскурсии на завод «Кристалл»

25 декабря Торгово-промышленная палата запустила проект «Промотур: бизнес в действии», главная задача которого организовать поездки предпринимателей на предприятия региона. Первым в списке стал завод по производству бриллиантов «Кристалл». Вокруг «Кристалла» в последнее время витают самые разные слухи. Наш корреспондент постарался выяснить, с каким настроением смоленский завод встретит новый год.

Первый по производственным экскурсиям

Словно доказывая стереотип о том, что «лучшие друзья девушек – это бриллианты», наша небольшая и преимущественно женская команда молодых бизнес-леди собирается в фойе на одной из заводских проходных. Уже через несколько минут тишину нарушает толпа школьников, которых сюда также привели на производственную экскурсию. Знакомство с жизнью предприятия и спецификой превращения алмазов в бриллианты начинается – для этого в «Кристалле» есть специально обученные гиды и музей.

Стоит отметить, что еще несколько лет назад предприятие первым открыло двери для школьных групп, туристов и само собой знаменитостей, VIP-гостей, приезжающих к нам в регион с концертами или почетными визитами. Смоленские бриллианты были своеобразным брендом, движущей производственной силой области и играли большую роль в её позиционировании на внешних рынках.

В ходе экскурсии рассказывают, что «Кристалл» — крупнейшее предприятие по огранке не только в России, но и Европе. Показывают оборудование, которое помогает создавать из алмаза – самого твердого в природе минерала – ослепительные камни. Удивил тот факт, что некоторые станки созданы специалистами завода. Это определенно вызывает уважение. Специальное оборудование и компьютеры значительно помогают в оценке сырья – первоначально в разметочном цехе его сканируют, выявляют различные образования и устанавливают, сколько бриллиантов получится на выходе. Впрочем, и у сотрудника «Кристалла» должен быть настоящий «глаз-алмаз», ведь, при закупке сырья, визуально нужно определить весь его потенциал, минимизировать все риски с точностью до сотой доли процента, чтобы не проиграть в цене:

«Я оценщик довольно высокого уровня, учился этому делу в Бельгии, – рассказывает наш гид, кандидат экономических наук, Алексей Бочаров – И лишь однажды я ошибся на 2%, а вообще ошибаться нельзя – нужно посмотреть на камень и всё распознать на глаз».

Человеческий фактор

Наша экскурсия продолжается, и, знакомясь с новыми станками, мы то и дело проходим мимо производственных цехов. За стеклянными перегородками участков здесь, делают своё дело огранщики. Мы с удивлением рассматриваем их, а они, в свою очередь, также с неким любопытством смотрят на гостей. Условия труда огранщиков в несколько ограниченном пространстве во многом продиктованы требованиями техники безопасности, а также строгим контролем над работой с дорогостоящим сырьём. Несмотря на распространенное мнение о наличии на производстве алмазной пыли, это миф. Пыль есть, но это чистый графит, а современные станки оборудованы такой системой вентиляции, что вредным производство больше не является.

Из явных корпоративных плюсов госпредприятия, перекочевавших из славного советского прошлого, можно отметить наличие собственной столовой с комплексным обедом в среднем за 70 рублей, комнат отдыха, спортзала, мед. кабинета и теннисных столов для того, чтобы все желающие могли отдохнуть. Средняя зарплата на предприятии на сегодняшний день составляет 47 000 рублей, что в целом заметно выше средней получки по городу Смоленску.

«Алмазная отрасль удивительна еще и тем, что здесь человеческий труд до сих пор востребован и высоко ценится. Машины пока что не обогнали человека по качеству выполнения огранки – только с помощью ручного труда можно добиться тонкого и высокого результата» — поясняют нам в ходе экскурсии.

Готовят кадры тут же – на предприятии есть собственный учебный центр. Для того чтобы стать огранщиком, достаточно лишь этого захотеть и записаться в ученики. После специальной подготовки станет ясно, правильно ли кандидат выбрал ремесло. Как правило, 50% тех, кто приходит сюда учениками, затем становятся за станки уже в качестве штатных сотрудников завода.

Индия наступает

Завершается наша экскурсия в своеобразном зале славы «Кристалла» — собственном музее, где экспонаты подробно рассказывают о разных временах, руководителях, трудовых подвигах и наградах смоленского завода. Здесь можно увидеть самый большой камень смоленских огранщиков – размером в 107 карат, и часы с падающими алмазами – подарок международной алмазной корпорации De Beers, в мире таких не более сотни и подарены они все известным личностям.

Здесь же рассказывают о географии и рынках сбыта смоленской продукции. Правда, уточняют, что ситуация сильно изменилась за несколько последних лет. Сейчас на рынке захватили лидерские позиции бриллианты из Индии. Коллеги из Южной Азии демпингуют в цене, что и позволяет им вытеснять других игроков. В сегменте мелкоразмерных бриллиантов весь рынок уже их. Смоленские камни выдерживают конкуренцию из-за высочайшего качества, и уверенных позиций в сегменте крупноразмерных бриллиантов.

Индийских огранщиков можно увидеть на заводе «Кристалл», где они арендуют целые цеха:

«Нам нужно как-то выживать, поэтому выбрали такой путь – сдавать цеха в аренду. Якутские бриллианты уже «легли», а мы стараемся быть на плаву. Сейчас мы вошли в состав компании «Алроса», стали государственными. Надеемся, это позволит нам выжить, так как все частные компании не смогли удержаться на рынке» — подвел итоги Алексей Бочаров.

На этом наша экскурсия подошла к концу, позади к залу славы подбирались те самые школьники, которых мы встретили в самом начале. Возможно, кто-то из них захочет связать свою жизнь с огранкой бриллиантов. Как бы то ни было, хочется верить, что рекорд в 45 карат еще будет побит.

Текст: Дарья Аверьянова